КУЛЬТУРНЫЕ ЖАВОРОНКИ Выпуск 16.

КУЛЬТУРНЫЕ ЖАВОРОНКИ Выпуск 16.

КУЛЬТУРНЫЕ ЖАВОРОНКИ
Выпуск 16.

Доброго времени суток, дорогие читатели. Музыка – часть нашей жизни. И порой мы совершенно не задумываемся, кто эту музыку для нас делает, кто сочиняет, кто исполняет. Поэтому этот выпуск будет посвящен исполнителю классической музыки, композитору, пианисту и педагогу, жившему когда- то в Жаворонковом поселении, ставшему в свое время великой личностью, которой восхищались высшие политические деятели советской России, а именно Льву Николаевичу ОБОРИНУ.

Лев Николаевич Оборин родился 11 сентября 1907 года в Российской Империи, в Москве в семье инженера-железнодорожника. Мать мальчика, Нина Викторовна, любила проводить время за роялем, большим меломаном был и его отец, Николай Николаевич. Время от времени у Обориных устраивались импровизированные концерты: кто-нибудь из гостей пел или играл, Николай Николаевич в таких случаях охотно выступал в роли аккомпаниатора.

Первой учительницей будущего пианиста была хорошо известная в музыкальных кругах Елена Фабиановна Гнесина. Позднее, в консерватории, Оборин занимался у Константина Николаевича Игумнова, о котором отзывался с глубоким уважением и восхищением. Контакты с Игумновым очень много значили в творческой судьбе Оборина. Но не только они. Молодому музыканту вообще, что называется, «везло» на учителей. Среди его консерваторских наставников был и Николай Яковлевич Мясковский, у которого юноша брал уроки сочинения. К сожалению, а, может, и к счастью, Оборину не пришлось стать профессиональным композитором, жизнь в дальнейшем просто не оставила ему такой возможности. Однако занятия творчеством в пору учебы дали знаменитому пианисту очень много — он не раз это подчеркивал.

В 1926 году Оборин с блеском заканчивает Московскую консерваторию. Имя его было выгравировано золотом на знаменитой мраморной Доске почета, украшающей фойе Малого зала консерватории. Это произошло весной, а в декабре того же года в Москве был получен проспект Первого международного конкурса пианистов имени Шопена в Варшаве. Приглашались музыканты из СССР. Проблема состояла в том, что для подготовки к соревнованию фактически уже не оставалось времени. «За три недели до начала конкурса Игумнов показал мне программу соревнования, — вспоминал позднее Оборин, — В моем репертуаре была примерно треть обязательной конкурсной программы. Подготовка в таких условиях казалась бессмысленной». Тем не менее он начал готовиться: настоял Игумнов и один из авторитетнейших музыкантов той поры Б. Л. Яворский, с мнением которого Оборин считался в самой высокой степени. «Если очень захотеть, то выступить сможете», — сказал Яворский Оборину. И тот поверил.

В Варшаве Оборин показал себя на редкость удачно. Ему единогласно присудили первую премию. Зарубежная пресса, не скрывая удивления восторженно отзывалась об игре советского музыканта. Известный польский композитор Кароль Шимановский, давая оценку исполнению Оборина, произнес слова, которые обошли в свое время газеты многих стран мира: «Феномен! Ему не грешно поклониться, ибо он творит Красоту».

Вернувшись из Варшавы, Оборин начинает активную концертную деятельность. Она идет по нарастающей: расширяется география его гастрольных поездок, увеличивается число выступлений (композицию приходится оставить — не хватает ни времени, ни сил). Особенно широко разворачивается концертная работа Оборина в послевоенные годы: помимо Советского Союза он играет в США, Франции, Бельгии, Великобритании, Японии, во многих других странах.

Наряду со всем прочим Оборин еще и преподавал. С 1931 года и до последних дней жизни он стоял во главе многолюдного класса в Московской консерватории — вырастил не один десяток учеников, среди которых можно назвать немало известных пианистов, среди которых —
М. С. Воскресенский, В. Д. Ашкенази, Г. Н. Рождественский, С. И. Осипенко, В. В. Селивохин, А. Г. Севидов, Б. А. Чайковский, Т. А. Алиханов, И. М. Красильников, Т. Г. Миансарова и многие другие.

Л. Н. Оборин умер 5 января 1974 года в возрасте 66 лет.

Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Его вклад в музыку, в духовное, техническое развитие своих учеников, ставших вслед за своим мастером выдающимися личностями, неоспорим, и, к сожалению, приуменьшен. Нужно, несомненно, помнить, рассказывать своим детям, что был такой хороший человек, который любил свое дело, жил неподалеку, стал великим и великим ушел, оставив после себя память, вписав себя в историю нашей Родины.

Материал подготовлен театральным музеем ТЦ «Жаворонки»

25 мая 2017 года.