КУЛЬТУРНЫЕ ЖАВОРОНКИ Выпуск 18.

КУЛЬТУРНЫЕ ЖАВОРОНКИ Выпуск 18.

Доброго времени суток, дорогие читатели. В прошлом выпуске мы рассказали Вам об Алексее Николаевиче Белове, рок – музыканте, нашедшему себя в православии. Этот же выпуск будет посвящен человеку, который соединил воедино искусство и религию, иконописцу дворянского происхождения графу Владимиру Алексеевичу КОМАРОВСКОМУ.

Граф Владимир Алексеевич Комаровский, русский иконописец, реставратор родился 20 октября 1883 года в Санкт-Петербурге в семье древнего дворянского рода Комаровских. Отец его, действительный статский советник Алексей Егорович Комаровский был шталмейстером Императорского двора, хранителем московской Оружейной палаты. Его старший брат, Василий Алексеевич Комаровский — известный русский поэт «Серебряного века». Мать, Александра Васильевна (урождённая Безобразова), страдала тяжёлой формой эпилепсии (последние 20 лет жизни, до самой своей смерти в 1904 году она провела в психиатрической лечебнице). После смерти отца опекуном трёх сыновей, Василия, Юрия и Владимира, стал их дед — Василий Григорьевич Безобразов.

Юный граф учился в московском лицее цесаревича Николая, затем окончил Ялтинскую гимназию. До 4-го курса учился на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета, откуда перевёлся в Академию художеств, но вскоре покинул её и отправился вместе с двоюродным братом Юрием Александровичем Олсуфьевым за границу, где изучал искусство раннего Средневековья.

В 1905 году В. А. Комаровский участвовал с орнаментальными работами на выставке «Нового общества художников». В 1909 году Комаровский занимался в парижской мастерской Жульена и Колоросси, а также под руководством В. А. Серова, который в эти годы там жил. В 1910 году в Русском музее в Петербурге был открыт Отдел древнерусского искусства. У истоков реставрации древнерусских икон стоял П. И. Нерадовский, друг Владимира Комаровского. Благодаря Нерадовскому Комаровский стал работать с иконами в музее: делал копии со старинных образцов, изучал технологию иконописи.

В 1911 году известный в то время художник Д. С. Стеллецкий пригласил Комаровского для совместной работы над иконостасом храма в имении графа А. О. Медема — на хуторе Александрия, неподалеку от Хвалынска, на Волге. При создании икон Стеллецкий, как более опытный, обозначал на иконной доске «прориси», а Комаровский писал по намеченному красками. Художникам помогал юный А. Д. Корин.
Летом 1914 года Комаровские уехали в Москву, где в сентябре родился их первенец — Алексей. В начале 1915 года Комаровские выехали в Тифлис. Здесь он работал вместе с двоюродным братом С. П. Мансуровым. Летом 1915 года, живя в Мцхете, Олсуфьевы восстановили небольшую древнюю церковь в русском Ольгином монастыре. В 1916 году у Комаровских родилась дочь, Антонина. Летом 1917 года семья Комаровских поселилась в подмосковной усадьбе жены — имении Измалково. Для деревянной часовни находившейся вблизи имения, на деревенском кладбище, Комаровский написал икону Донской Богоматери. В одном из флигелей бывшей усадьбы была размещена сельская школа, в которой Комаровский работал учителем рисования. Кроме того, он расписывал деревянные изделия для Кустарного музея в Москве и занимался сельским хозяйством.

В 1922 году граф Комаровский был арестован в доме графа В. А. Михалкова (отца известного поэта С. В. Михалкова), у которого находился в гостях. «За недостаточностью улик» был через 2 месяца освобождён.

В 1923 году в измалковском имении была организована детская колония. Комаровских, оставшихся без крова, приютил Ю. А. Олсуфьев, который сразу после Февральской революции вместе с женой и сыном бежал из своего имения и по благословению своего духовника, оптинского старца Анатолия (Потапова), поселился в Сергиевом Посаде, купив двухэтажный дом вблизи Лавры на Валовой улице — с большим садом, в конце которого помещался заросший пруд, баней и каменными хозяйственными постройками. в этом году родилась вторая дочь, Софья. Комаровский стал работать в Комиссии по охране памятников
искусства и старины Свято-Троицкой Сергиевой лавры, позднее — в музее: для художественного музея делал акварельные копии старинных миниатюр, тканей, вышивок — памятников древнего шитья XV века; для архитектурного отдела писал музея виды Лавры.

В начале 1925 года В. А. Комаровский вновь был арестован — в селе Карабаново. Ему предъявили обвинение: «принадлежность к монархической группировке бывшей аристократии». Три года он отбывал ссылку в Ишиме. Там им был написан ряд картин «в иконописном стиле»; в 1927 году он переслал несколько своих работ в Сергиев Посад, в том числе автопортрет. После ссылки, в 1928 году, Комаровский с семьёй поселился вблизи Измалково у знакомых крестьян — сначала в селе Федосьино, потом в деревне Рассказовке. Вскоре у Комаровских родился четвёртый ребёнок — Фёдор. В конце года Комаровский был привлечён священником Александром Андреевым к ремонтно-реставрационным работам в храме Софии в Средних Садовниках. В это же время в церкви села Ахтырка им была написана ещё одна икона Донской Богоматери.

В 1929 году и в 1930 году его снова, на короткое время, арестовывали. В 1931 году семья Комаровских переехала в наши Жаворонки, где граф продолжал работать над иконописью и реставрацией церквей. В августе 1937 года был арестован с обвинением: «контрреволюционная деятельность, принадлежность к ИПЦ» и приговорён к расстрелу. В это время старший сын Комаровского был в ГУЛАГе, жена полностью парализована (поражение спинного мозга), а младшим детям было 21, 14 и 8 лет. 5 ноября 1937 года В. А. Комаровский был расстрелян на Бутовском полигоне. Хочется отметить, что последний арест графа Комаровского был связан с отказом донести на своего друга.

Это история о человеке, нашем соотечественнике, жителе Жаворонок, который вопреки всем напастям полностью отдавал себя своей вере и ремеслу. Его судьба была повторена многократно, как и судьба его старшего сына, но этого не могло не быть, поскольку в Императорской России люди верили, как никогда.

Материал подготовлен театральным музеем ТЦ «Жаворонки»

8 июня 2017 года.