КУЛЬТУРНЫЕ ЖАВОРОНКИ Выпуск 22.

КУЛЬТУРНЫЕ ЖАВОРОНКИ Выпуск 22.

Приветствуем вас, дорогие читатели. Выпуск за выпуском мы рассказываем вам о жизни известных людей, живших в Жаворонках или имеющих здесь дачный участок. В этот раз мы расскажем еще об одном человеке, который бывает у нас в теплое время года. Речь пойдет о знаменитом актере, чей вклад в театральное искусство огромен, Николае Алексеевиче СЛИЧЕНКО.

Николай Алексеевич Сличенко родился 24 декабря 1934 года в Белгороде в семье цыган-сэрвов. Поскольку цыган преследовали, семье Николая пришлось тяжело в период Великой Отечественной войны. Так, в частности, отец нашего сегодняшнего героя был расстрелян прямо на глазах у будущего актера. Впоследствии погибли и многие другие родственники Николая. После окончания боевых действий Николай Алексеевич отправился вместе с другими членами своего семейства в Воронежскую область, где начал жить и работать в колхозе, населенном цыганским населением. Именно здесь от соседей и друзей молодой парень услышал о существовании Московского музыкально-драматического театра «Ромэн», в котором выступали многие известные цыгане. С тех пор поступление именно в этот цыганский театр стало для мальчика заветной мечтой.

Впервые оказаться в Москве молодому парню довелось в 1951-м году. В этот период семнадцатилетнего парня приняли на работу в цыганский театр и доверили ему первые небольшие роли. Одаренный Николай сразу стал душой всего коллектива, однако, несмотря на это, никаких особых поблажек ему никто и никогда не делал. Он просто учился у ведущих мастеров, перенимая опыт и знания во время совместных репетиций. Да и сами артисты всегда охотно помогали младшему коллеге. Как вспоминает сам Сличенко, в театре его главными друзьями и наставниками стали такие мастера сцены как И. В. Хрусталёв, Ляля Чёрная, и И. И. Ром-Лебедев.

Ровно через год после принятия в цыганскую труппу, судьба преподносит юному дарованию благоприятную возможность заявить о своем таланте всенародно. На гастролях театра по Московской области знаменитый и талантливый Сергей Шишков заболевает. Молодому Сличенко доверяют сыграть его роль – центрального персонажа Лексу. По слухам, Шишков заболевает специально – чтобы продвинуть своего одаренного юного друга и предоставить ему таким образом шанс проявить свой актерский талант. Как бы там ни было, Николай исполнил роль блестяще. После этого на начинающего актера обращают внимание не только театральные режиссеры, но и зоркие зрители, умеющие оценить искреннюю подлинную игру. После дебюта юный артист получает множество других, не мене значительных ролей. Но успех у публики не вскружил голову цыганскому артисту. Осознавая, что для настоящего профессионализма и творческого роста необходимо качественное обучение, Сличенко усиленно занимается самообразованием. Он учится в вечерней школе, а позже поступает в ГИТИС на курсы режиссера. Не отрываясь от работы на сцене, он с успехом оканчивает вуз в возрасте тридцати восьми лет.

Николай Сличенко, биография и творческие работы которого становятся ярче и выразительнее за годы, проведенные в институте, исполняет глубокие, незабываемые роли в своем родном театре. Это и Василий в “Цыганке Азе”, и Марко в “Дочери шатров”, и Николай в “Родился в таборе я”, и Дженарино в “Сыне Мадонны”. Каждая роль для Николая Алексеевича – это самоотверженный нелегкий труд, это множество раздумий и репетиций, это ежедневные оттачивания навыка и мастерства. Актеру всегда блестяще удается воспроизвести на сцене несхожих разноплановых персонажей, к какому бы жанру и стилю ни принадлежала театральная постановка.

1977 год является поворотным пунктом в судьбе Николая Алексеевича. Он становится главным режиссером своего любимого театра “Ромэн”. Теперь Николай Сличенко, биография которого терпит некоторые изменения в соответствии с новой должностью, начинает представлять на сцене новые качественные спектакли. В них он старается передать зрителям свои взгляды и собственное видение в искусстве. Под умелой рукой Сличенко появляются на сцене старые пьесы в необычной для них постановке. По-новому смотрится “Грушенька” и “Четыре жениха”. Режиссер, стараясь оставить нетронутым сюжет, воздвигает на пьедестал социально-нравственную тему произведения. За что удостаивается несколькими наградами и премиями.

Обладая красивым голосом с обворожительным самобытным тембром, Николай Сличенко не прятал свой талант в песок. Он много пел. Пел на спектаклях и выступлениях, пел живым звуком и в записи. Исполнение его романсов и трагических песен до сих пор памятны не одному поколению ценителей вокала. К самым распространенным композициям Николая Алексеевича можно отнести его “Очи черные” и “Письмо матери”.

Николай Сличенко – это знаменитый актер, роли которого уже давно считаются классикой советского искусства. В его карьере были как кинематографические так и театральные работы, именно поэтому огромное количество наград, нашедших свое место в личной коллекции актера не должны никого удивлять. В настоящее время Николай Сличенко – это живая легенда для многих ценителей театра. Сейчас актеру 82 года, и мы желаем ему крепкого здоровья и успехов в творчестве, которое он дарит своим благодарным зрителям.

 

Материал подготовлен театральным музеем ТЦ «Жаворонки»

13 июля 2017 года.