ТЕАТРАЛЬНЫЙ САД

ТЕАТРАЛЬНЫЙ САД

В старом саду
Пел соловей, не смолкая,
Дни напролет…

Ёса Бусон

Когда в прошлом году я впервые приехал в Театральный центр «Жаворонки» на спектакль «Скамейка, улица, фонарь», моё внимание привлёк замечательный сад, который раскинулся на территории театра. Я сразу же отметил для себя его аккуратность и вкус, с которым он был посажен. Всё здесь было на своём месте: ровно подстриженный газон и декоративные растения окружали тропинку, вдоль которой располагались лавочки для гостей, где они могли обмениваться впечатлениями от увиденного на сцене. В таком саду хотелось находиться, он навевал ощущение спокойствия и лёгкости. «Наверное и всё здесь делают с той же простотой и изяществом» — подумал я. И не ошибся.

Сегодня, уже будучи сотрудником Театрального центра «Жаворонки», я не перестаю наслаждаться нашим садом. Я люблю прийти сюда в перерывах между репетициями, чтобы передохнуть и отвлечься от работы. А буквально недавно я вдруг заинтересовался его историей. Мне захотелось узнать, сколько сил и времени ушло на то, чтобы участок размером с обычную подмосковную дачу превратился в уютный сад, который произвёл на меня когда-то столь сильное впечатление. С этим вопросом я обратился к людям, которые разрабатывали и реализовывали проект сада, руководителю Театрального центра «Жаворонки» Ольге Николаевне Кобецкой и ландшафтному дизайнеру Селимхановой Ольге Игоревне.

Ольга Николаевна с первых дней трепетно контролировала процесс создания театрального сада. Вместе с Ольгой Игоревной они разрабатывали его проект, вместе его реализовывали. Также Ольге Николаевне принадлежит идея создания вишнёвого сада, посаженного сотрудниками театрального центра и известными людьми, среди которых Жанна Андреевна Болотова, Николай Николаевич Губенко и Вячеслав Семёнович Спесивцев. Ольга Николаевна поделилась со мной идеей провести в саду спектакль «Вишнёвый сад» Антона Павловича Чехова, когда вишни вырастут.

Ландшафтный дизайнер Театрального центра «Жаворонки» Ольга Игоревна Селимханова дипломированный специалист. Она является обладателем двух дипломов — российского и международного образца — по специальности «ландшафтный дизайн». Образование дизайнер получила в Международной академии бизнеса в Москве, а затем в Лондонской академии бизнеса. Также Ольга Игоревна некоторое время стажировалась в Нидерландах. Однако её первая профессия — инженер-программист/системотехник. В прошлом Ольга Игоревна закончила Московский энергетический институт. «Жизнь — штука сложная» — признаётся женщина. Впрочем, знания в области программирования помогают дизайнеру и сегодня: «В настоящее время существуют специальные программы для ландшафтного дизайна и проектирования. И моё техническое прошлое позволяет мне хорошо в них ориентироваться.»

Мы встретились с Ольгой Игоревной вечером в четверг перед её занятием с группой слушателей.
— Ольга Игоревна, прежде всего хочу сказать, что очень люблю наш театральный сад. Он настолько удачно вписывается в архитектурный ансамбль, что мне кажется, будто он был здесь всегда.
— Спасибо, это приятно слышать. Действительно, у нас очень хороший сад. Но конечно же, он был здесь не всегда.
— А что было на этом месте раньше?
— Раньше на этом месте велось строительство театрального центра. Мусор и стройматериалы рабочие выбрасывали везде, где только можно. Это был настоящий строительный полигон. — Ольга Игоревна достала из папки несколько снимков. — Эти фотографии сделаны как раз в то время (фотографии прикреплены к посту).
— Какой же была почва после этого строительного апокалипсиса?
— Почва была ужасная. У нас ведь строители мусор стараются не вывозить, а закапывать в землю. При посадке растений мы здесь чего только не находили: и бетонные блоки, и кирпичи, и куски арматуры. Кроме того, рабочие здесь ещё и жили. Отсюда и пищевые и иные отходы.
— Вы описываете страшную картину!
— (Смеётся) Картина действительно была страшная. Например, при посадке некоторых больших растений, для которых копались глубокие
посадочные ямы, приходилось работать отбойными молотками. Внизу был сплошной бетон. Но всё это мы убрали, территорию разровняли в соответствии с проектом под посадку газона и декоративных растений, и вот — результат налицо.
— А каким был проект сада?
— Прежде всего, сад планировалось создавать для театрального центра. То есть требовалась, с одной стороны, торжественность и строгость, а с другой —чтобы люди ощущали камерность этого
места. Нам очень хотелось, чтобы и гости, и сотрудники приходили сюда как домой. Поэтому, когда готовился проект, мы подбирали такой физиономический облик растений, которой позволял бы реализовать эту идею.
— Скажите, пожалуйста, что такое физиономический облик растений?
— Мы можем заменить это слово на другое — форма растения. — Ольга Игоревна взяла лист бумаги и ручку и изобразила на нём несколько растений разной формы. — Те, кто ходит на мои курсы, уже знают, что растения с разным физиономическим обликом вызывают разные чувства у человека. Скажем, растения в форме колонны задают строгость. Всякие «раскидистые зонтики» или «шарики», напротив, умиротворяют людей. Поэтому было важно подобрать такие растения, которые показывали бы людям, что они пришли в театральный центр, в то место, где учат красоте.
— Так-так. Похоже, я понял, что значит физиономический облик растения. Но наверное это далеко не всё, что могут узнать слушатели на ваших занятиях. Расскажите, пожалуйста, о них.
— Занятия по ландшафтному дизайну проводятся у нас в театральном центре. Они проходят в лекционной форме с показом фото- и видеоматериалов. На занятиях мы изучаем курс ландшафтного проектирования, включающий в себя знакомство со смежными областями. Дело в том, что профессия ландшафтного дизайнера требует знания различных дисциплин, таких как биология, дендрология, почвоведение, цветоводство, колористика, рисунок, история ландшафтной архитектуры, строительная инженерия и даже психология. Более того, ландшафтный дизайнер должен путешествовать, уметь видеть прекрасное и фотографировать. Так одна из моих слушательниц купила путёвку в Крым, и там она собирается посетить Никитский ботанический сад, где проходит фестиваль хризантем. Поэтому одно занятие она пропустит.
— Я думаю, это уважительная причина.
— Безусловно. Скоро она вернётся с фотографиями и мы все будем смотреть на них и обсуждать. Ещё хочу добавить, что на наши занятия приходят люди, которым это действительно нравится. Они знакомятся друг с другом, и в результате создаётся клуб по интересам, где все дружны и объединены общей идеей. Ну а знания, которые получают слушатели, позволяют им не только преобразовать свои участки, но и спроектировать новые, над некоторыми из них мы работаем все вместе.
— Звучит заманчиво.
— (Улыбается) Приходи и убедись сам. А ещё лучше отправляйся с нами на экскурсию. В этом году мы с группой ездили на ВДНХ, там сейчас проходит реконструкция, руководит которой один очень интересный ландшафтный архитектор. В следующем году мы постараемся выбраться в другое место и приглашаем тебя с собой.
— Большое спасибо за приглашение и за то, что согласились уделить мне время.

Поговорив с Ольгой Игоревной, я вдруг понял, что главное украшение сада (да и любого другого творения) — это любовь, которую вкладывают в него люди. За цветущими клумбами, аккуратным газоном и замечательными вишнёвыми деревьями скрывается труд не одного человека. Садовник каждый день приходит сюда, чтобы растения получили достаточное количество влаги для роста, дворник следит за порядком и чистотой, чтобы гости театрального центра могли с удовольствием проводить здесь время, контролирует и обеспечивает их работу Ольга Николаевна Кобецкая. Ну и конечно же, Ольга Игоревна, которая по-настоящему любит своё непростое, но очень интересное дело.

Артём Дерменджиев
Фото автора
Пресс-служба ТЦ «Жаворонки»