КУЛЬТУРНЫЕ ЖАВОРОНКИ Выпуск 41.

КУЛЬТУРНЫЕ ЖАВОРОНКИ Выпуск 41.

Доброго времени суток, дорогие читатели. Журналист – тоже творческая профессия. Журналист – это синтез писателя-драматурга и солдата-разведчика. Этот выпуск будет посвящен журналисту, театроведу Александру Викторовичу МИНКИНУ.

Александр Викторович Минкин родился 26 августа 1946 года в Москве, в еврейской семье. По собственному признанию, «кое-как окончил школу». С 1968 по 1978 год работал аппаратчиком на ВНИИсинтезбелке — всесоюзном институте биосинтеза белковых веществ. Институт занимался получением пищевого белкового продукта из непищевого сырья — нефти. Также перепробовал должности курьера и бетонщика (строил Останкинскую телебашню).

В 1978—1979 годах писал статьи для газеты «Московский комсомолец». Александр Викторович рассказывал: «Мне было 33 года, когда я написал первую заметку. От абсолютного отчаяния и безденежья, и не умеючи фарцевать, я зашел с улицы в «Московский комсомолец» <…> и сказал: Давайте я вам что-нибудь напишу. Они спросили, где я работаю, я сказал: «Вот там-то». Они: «Ой, как интересно, напишите нам об этом». Написал. Они меня пригласили в штат». Менее чем через год Минкин ушел из издания: «Я понял, что то, что я хочу писать, печатать они не хотят. А то, что они хотят печатать, мне не интересно писать. И я ушел на вольные хлеба. И стал тем самым тунеядцем». Чтобы не быть арестованному по закону о тунеядстве, вступил в литературный союз при издательстве «Советский писатель», предъявив комиссии рекомендации от Булата Окуджавы, Бориса Васильева и Михаила Рощина. В начале 1990-х, когда принимался в Союз писателей России, предъявил там уже новые рекомендации от Васильева и Окуджавы.

В 1984 году окончил ГИТИС, получив специальность «театровед». Писал театральные рецензии, на некоторое время «подался в диссиденты» — сочинял «политические» заметки и посылал их нелегально на Запад. «Я понимал, что меня вычислят, хотя печатался там под псевдонимом», — говорил Минкин. В 1987—1992 годах работал штатным обозревателем еженедельника «Московские новости», в котором у Минкина была полоса «Афиша»: театр, кино, живопись, музыка. Журналист, по собственным словам, пользовался полной автономией в работе, условием было лишь не касаться политики.
С 1990 по 1991 год — обозреватель самого многотиражного в СССР журнала «Огонек». Прославился статьей «Хлопкораб», про то, как в Узбекистане детей заставляли собирать остатки хлопка, неубранного комбайном, а растения были предварительно обработаны химикатами. В 1991-м — феврале 1992 года — обозреватель журнала «Столица».

С 1992 по 1996 годы — политический обозреватель «Московского комсомольца». В газету его взяли после интервью журналисту «МК» Александру Аронову, в котором Минкин назвал Бориса Ельцина «уральским гауляйтером», имея в виду, что выходец из ЦК КПСС не может быть проводником демократии. В «МК», а затем в «Новой газете» прославился публикацией прослушек российских чиновников и бизнесменов — Березовского, Чубайса, Коржакова и многих других. Писательница Татьяна Толстая («Кысь») рассказывала об этом: «Информацию почти всегда приносит человек нехороший. Обиженный, обманутый, обделенный. Ошибаешься, если думаешь, что это всегда богатенький Березовский. Очень часто это нищий человек. Следователь прокуратуры, скажем, или МВД, который вел дело, нарыл факты, а ему приказывают дело закрыть. И он в ярости».

В 1996 году перешел в «Новую газету». В августе того же года был единственным журналистом, которого допустили на переговоры генерала Александра Лебедя с начальником штаба чеченских сепаратистов Асланом Масхадовым. В 2000 году покинул «Новую газету», с того времени — обозреватель газеты «Московский комсомолец». Имеет недвижимость в Одинцовском районе, в нашем поселении.

Александр всегда был борцом за справедливость, за честность. Он никогда не выступал против власти или против опозиции. Каждый его выпад был направлен на справедливость. Мы можем лишь пожелать ему удачи, поскольку такие люди пишут правду, какая она
есть для них. Они пропускают ее через себя, как художники, артисты и музыканты, пропускают реальность через себя. Удачи Вам, Александр Викторович.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Материал подготовлен театральным музеем ТЦ «Жаворонки»

23 ноября 2017 года.