В ОЖИДАНИИ БЕККЕТА

В ОЖИДАНИИ БЕККЕТА

Каждый любительский театр мечтает выступить на профессиональной сцене. И открытый Всероссийский театральный форум «Взмах крыла» дарит своим победителям такой шанс – им предоставляется уникальная возможность представить свой спектакль в Московском молодежном театре Вячеслава Спесивцева.

Этим правом воспользовались актеры из московского театра им. Леонида Андреева, которые исполнили 22 мая свой спектакль — призер «Конец игры» 22 мая. Невероятная в своем безумии и абсурде постановка по пьесе Сэмюэля Беккета прозвучала еще красочней и интересней.

Театр абсурда работает через знаки, символы и метафоры, с помощью которых передается ощущение бессмысленности мира и жизни в целом. Герои в таких пьесах живут, пытаясь найти в сером бытие частички осмысленности и разумности.

Не многие режиссеры осмеливаются взяться за подобный материал, но коллектив театра им. Леонида Андреева мастерски справился с поставленной задачей. Как можно описать постановку Андрея Бабаева одним словом? Настоящее безумие! Понять и объяснить происходящее в спектакле довольно сложно, а поставить уж тем более. Режиссеру пришлось не только обыгрывать сложные метафорические сцены, но и вносить свое.

Смело воплощенные актерами персонажи если не рассказывают историю ирландского писателя, то точно заставляют зрителя задуматься о вечном. Представляется, что режиссёру спектакля «Конец игры» вполне удалось собственное прочтение пьесы, и молодые актёры Театра им. Леонида Андреева сумели сыграть не просто Самюэля Беккета, а вместе с Самюэлем Беккетом.

Персонажи Клов (Севак Арутюнян) и Хамм (Петр Власов) живут в пустом бессмысленном и сером мире. Их существование бессмысленно, однако герои пытаются ухватиться за те частички разума, что у них остались. Сидя в инвалидном кресле, Хамм вместе со своим то ли слугой, то ли сыном рассуждают о жизни и смерти. Оба героя ненавидят друг друга и любят одновременно. Беспомощность Хамма заставляет его нуждаться в Клове, и он презирает эту зависимость. А слуга почему-то не находит в себе сил, чтобы покинуть ненавистный дом.

Два черных ящика на сцене – это мусорные баки, в которые Хамм поселил своих родителей (Валерий Буланов и Александра Понаморева). По ходу спектакля они обмениваются воспоминаниями о некогда спокойной жизни. А на фоне всех событий ходят два мима, которые тоже пытаются рассказать свою трагичную историю. Рассуждения Хамма о жизни и смерти на протяжении всего спектакля несут в себе главную идею пьесы — идею движения к «эндшпилю», попытку осмыслить смерть и через неё понять жизнь.

Внутрь сломленной и непонятной системы координат пьесы режиссер-постановщик привнёс свое видение и непривычные для зрителей абсурдистские методы. Белый грим, психоделическая музыка, яркие вспышки света и крики – все это погружает обывателя в безумный мир героев, живущих в крошечной комнате «три-на три- на три метра». Так же режиссер добавил и новых персонажей — Нагга и Нелл, молчаливых мимов, сыгранных Денисом Демиденко и Ксенией Жаровой, которые как тени блуждают по сцене. Они – это воспоминания о родителях главного героя, которые как бы являются отражением прошлого, из-за которого случается настоящее. Их появление в сюжете добавило постановке больше динамики и логики. Сочетание сюжета, грамотной режиссерской и актерской работы подарило зрителям ощущение настоящего катарсиса.

С первого взгляда понятно, что на сцене балом правят настоящие профессионалы, которые одним движением или словом могут захватить внимание публики. Севак Арутюнян в роли Хамма и Клов, сыгранный Петром Власовым, идеальный дуэт, дополняющий друг друга. Их монологи охватывают зрителя, окутывая пеленой истории и несут сквозь мрачный мир Беккета. Иногда в их разговоры вмешиваются голоса с того света – Валерия Буланова и Александры Пономаревой, которые олицетворяют родителей Хамма. Их появление в небольших эпизодах заставляет зрителей вздрагивать и вжиматься в кресло, а затем смеяться, когда те рассказывают шутки. Однако самыми яркими и бессловесными персонажами стали мимы Денис Демиденко и Ксения Жарова, которые с помощью потрясающей хореографии и мимики не отпускали внимание публики до самой последней сцены.

Абсурдистский спектакль «Конец игры» в исполнении актёров московского Театра им. Леонида Андреева может не всем прийтись по вкусу – многие зрители во время перерыва делились своими впечатлениями и строили разнообразные теории насчет увиденного. Однозначности в их словах почти не было – кто-то видел великую трагедию существования, а кто – то просто не понимал, происходящего на сцене. Однако главным достоинством постановки является то, что, увидев спектакль, зритель едва ли останется равнодушным.

Театральный форум «Взмах Крыла» тем и прекрасен, что дает разным театрам и режиссерам шанс представить свои интерпретации классических произведений на большой сцене. Руководитель форума Ольга Кобецкая в конце спектакля поднялась на сцену и поздравила актеров с успешным дебютом в театре Вячеслава Спесивцева. Актеры приняли ее слова очень тепло и поблагодарили за возможность выступать на профессиональной сцене.

Пресс-служба ТЦ «Жаворонки»,
23 мая 2019 года.