КАК ВОСПИТАТЬ БЛАГОДАРНОСТЬ В ДЕТЯХ

КАК ВОСПИТАТЬ БЛАГОДАРНОСТЬ В ДЕТЯХ

Счастье – это вовсе не результат получения чего-то, чего раньше не было. Это признание ценности того, что у нас есть. Дети, в силу своего возраста, не могут понять из чего состоит благополучное детство, но на своем примере взрослые могут научить замечать и оценивать то хорошее, что их окружает, и в результате, это откроет доступ к ценностям у ребенка. Сейчас слово «счастье» часто интерпретируют как обладание материальными ресурсами, высоким социальным положением. И в результате, мы видим много эгоистичных и недовольных жизнью детей, хотя, казалось бы, у них всё есть: игрушки, одежда, развлечения, разнообразная еда и сладости. Но много ли по-настоящему счастливых детей и взрослых мы видим вокруг себя?

Счастье – это состояние, ощущение. Какая же черта отличает счастливого человека от несчастного? Благодарность. Когда человек способен ценить то, что у него есть. Чувствовать ценность того, что имеет. Как Полианна, героиня одноименного романа Элинор Портер, которая учит все свое окружение «игре в радость». Смысл игры заключался в том, чтобы всегда радоваться, несмотря на то, что радоваться иногда нечему. Как же научить детей быть благодарными? Не твердить же им постоянно о том, что они должны быть благодарными, как воспитать в них это? Необходимо постепенно прививать эту привычку, регулярно и сознательно.
Вот упражнения, которые могут помочь.

1. «Подарки дня»
Желательно делать его ежедневно, в конце дня, перед сном. Важно сесть рядом с ребенком и начать перечислять все «дары» текущего дня. Сюда относятся встречи, впечатления, люди, события, моменты, угощения, достижения, успехи и т.д., за которые вы благодарны. Дети-дошкольники очень впечатлительны, но ещё не умеют рефлексировать. Поэтому, они легко могут забыть к вечеру то, что произошло с ними утром, особенно если день был насыщенным. Перечисляя все хорошие моменты, мы учим ребенка видеть в том, что с нами происходит подарок, приучаем замечать положительное, «подсвечивать» его.

2. «Ты помнишь…».
Для закрепления в нашей памяти приятных событий дня, необходимо вместе с ребенком их проговаривать: «Ты помнишь, как тебе понравилось съезжать с горки», «Ты помнишь, как ты обрадовался, когда к тебе друг пришел», «Ты помнишь, как ты был рад, когда получилось собрать робота» и т.п. Если случаются ситуации с негативным оттенком, то и в них можно найти повод для благодарности. Например, если вы не смогли забрать ребенка на машине из садика, потому что она сломалась, и на улице шел дождь, отметьте, что благодаря этому, вы смогли провести больше времени вместе, т.к. шли пешком, и он, наконец, погулял по лужам в новых резиновых сапожках.

3. «Как здорово!».
Отмечая позитивные моменты и не забывая благодарить, мы меняем ход наших мыслей, находим ценность и учим этому детей. Например, «Как здорово, что сегодня вся семья собралась на ужин», «Как здорово, что у меня сегодня выходной, и мы вместе смотрим мультфильм», «Как здорово, что у нас есть возможность сегодня порисовать!»

4. ДоброТворение.
Вы сами определяете, когда и сколько времени готовы уделить этой сфере, раз в месяц, еженедельно или ежедневно, когда вы вместе с детьми делаете какое-либо полезное дело для других людей. Сюда относится благотворительность (сбор вещей, помощь нуждающимся), уборка общественной территории (двор, площадка), кормление животных в приюте, помощь престарелым и т.п. Это дает ребенку понимание и ощущение того, что приятно не только брать, но и отдавать. Это один из важных компонентов благодарности.

5. «Ты — мой помощник!».
Когда детей благодарят за помощь, они чувствуют, что их ценят. Такие обыденные вещи, как уборка игрушек или посуды, становятся приятными. Благодарность приводит к тому, что желание ребенка помогать становится больше и ему хочется стараться. Позволяйте ребенку помогать вам, пусть сделает что-то сам — у него будет повод гордиться собой и чувствовать вашу благодарность.

6. «Поделись».
Научные исследования подтвердили, что маленькие дети чувствуют себя намного счастливее, когда имеют возможность делиться чем-то с другими или угощать. Наибольшую радость им приносит подарок, сделанный своими руками. Также, важно объяснять детям, что дарить можно не только вещи или предметы, но также и добрые слова, улыбки, объятия. Можно делиться игрушками или сладостями. Родителям же, главное, следить, чтобы это происходило осознанно.

7. «Нам повезло!».
Ежедневно отмечайте, как вам повезло: что успели на автобус, что достались удобные места в кинотеатре, что живёте в зелёном районе города, что дружите с добрыми соседями, что есть свободные места на качелях и т.п.

Помните, счастье – это не результат получения чего-либо, чего у нас нет. Это всего лишь признание ценности того, что уже у нас есть.

Будьте счастливы и здоровы!
Ваша Светлана Микита.