Вот вы сидите, товарищи, в ус не дуете, к Новому году готовитесь, а мы вчера «делали» Великую октябрьскую революцию. Да-да! И не где-нибудь, а в самой Москве! Вернее, в Фольклорном центре «Москва», что на Багратионовской. А то, что это пришлось на первый день зимы — то не к нам. То к организаторам фестиваля «Театральный Москвич», в котором Молодёжный театр «Крылья» принял самое непосредственное участие.
Итак, спектакль «Двенадцать». Всё, что произносится на сцене — дословный текст одноимённой поэмы Александра Блока, после создания которой он написал в дневнике: «Сегодня я — гений». Это спектакль-манифест, спектакль-призыв, спектакль-протест. Короткий, как винтовочный выстрел (помните — тра-та-та!), крепко сжатый, как мозолистый кулак рабочего-пролетария; короткий, но искренний и истовый, как лозунг или молитва. И, как всё действительно настоящее, актуальный по сей день. Музыкальная и световая партитура спектакля, завораживающий голос актрисы Екатерины Анисимовой в образе Революции, чеканная поступь красногвардейцев — всё это приметы хаоса и разрушения привычного мирка обыкновенного маленького человека, внезапно оказавшегося у края зловещей бездны.
Революция — это начало разрушения «мира насилья» с точки зрения взбунтовавшегося пролетариата, а до строительства «своего, нового мира» ещё годы и годы тягот, лишений и горя. И задача артистов — донести до современного зрителя главный посыл: революция — это всегда насилие, всегда кровь и смерть, всегда потери и утраты для подавляющего большинства любого народа. И труппа «Крыльев» достойно и профессионально справилась с этим вызовом.
Сколько трудились актёры нашего театра в эти дни, нелегко донести. Фестиваль за фестивалем, каждодневные репетиции, занятия, спектакли, как домашние, так и выездные. Сложнейшие декорации, огромное количество костюмов и реквизита — всё это сфера ответственности самих актёров. И после решения всех организационных задач они выходят на сцену и совершают настоящий подвиг. Да! это сказано не ради красного словца. Так, люди, у которых ещё накануне была температура под 40°, как бы взяли в скобки свои насущные недуги, и так исполнили свои роли, что ни у кого — ни у партнёров, ни у зрителей, ни у взыскательного жюри фестиваля — не возникло даже подозрения об их хворобе. И иначе как подвигом это не назвать.
Мы не будем перечислять имена актёров. Этот момент уже заложен в формат постановки. После того, как в записи звучит голос режиссёра спектакля Ольги Кобецкой, говорящий о том, что мы предлагаем всем (всем!) сложить оружие, в нашем случае деревянные винтовки, из которых только что стреляли обезумевшие герои (куда? в кого? На этот вопрос пусть ответят зрители) со стуком, как приговором, решительно кладутся на пол. И после этого звучат имена тех, кто рвал свою душу на сцене в течение последних сорока минут. И раздаются аплодисменты зала.
Огромное спасибо и низкий поклон звуко- и светоцеху, реквизиторам, костюмерам и гримёру. Мастерство есть мастерство. И 1 декабря 2022 года в ФЦ «Москва» стало очередным для нас подтверждением этому.