«Выбор (смешного) человека» в «Жаворонках»: пластическая исповедь по Достоевскому
В Театральном центре «Жаворонки» состоялся показ пластического спектакля «Выбор (смешного) человека» — смелого эксперимента на стыке театра, танца и философии. Постановка хореографа Елизаветы Никоновой, созданная в ММДТ «Крылья» под руководством Ольги Кобецкой, вновь подтвердила: классика Достоевского способна зазвучать по-новому, когда её пропускают через призму современного искусства.
Спектакль, впервые представленный весной прошлого года, быстро завоевал любовь публики. Пластика актёров превращается в язык, на котором говорят страх, отчаяние, надежда и прозрение.
Центральная тема — мучительный поиск себя, борьба с внутренними демонами и попытка найти опору в мире, где всё кажется абсурдным. Герой (его вновь блестяще сыграл Александр Фоломкин) балансирует между насмешкой и трагедией, вызывая у зрителей то жалость, то неприятие, но неизменно — сопереживание.
Сценическое пространство оживает благодаря видеопроекциям, растворяющим границы реальности, и свету, который то сжимает мир до размеров клетки, то раскрывает его в космическую бесконечность. Музыка Дебюсси и Бартока пронизывает действие, становясь его вторым дыханием — тревожным, пульсирующим, внезапно обрывающимся.
Трудно вспомнить, когда спектакль дарил столь мощное ощущение живого, трепетного человеческого присутствия на сцене. Актёры в «Выборе (смешного) человека» не просто исполняли роли — они проживали их каждой клеткой, превращая свои тела в проводников сложнейших эмоциональных состояний. Истинная магия спектакля — в ансамбле. Каждый артист существовал не сам по себе, а как часть единого организма. И этот ансамбль — редкий пример того, как индивидуальная гениальность каждого сливается в коллективное чудо. После такого хочется пересматривать снова и снова — чтобы уловить новые грани в этой полифонии тел и душ.
«Выбор (смешного) человека» — не просто спектакль, а опыт. Он не даёт ответов, но заставляет зрителя задавать себе те же вопросы, что и герой Достоевского: Где моё место в мире? Как познать любовь? Что такое Истина?
После финальных аплодисментов многие задерживались в зале — слишком сильным оказалось послевкусие. А это главная победа для любого искусства.