«КОНЕЦ ИГРЫ» В ЖАВОРОНКАХ

«КОНЕЦ ИГРЫ» В ЖАВОРОНКАХ

В субботу 7 октября на сцене Театрального центра «Жаворонки» московский Театр им. Леонида Андреева показал спектакль «Конец игры» в рамках Всероссийского форума молодёжных театральных коллективов «Взмах крыла».

IV Всероссийский форум молодёжных театральных коллективов «Взмах крыла» может похвастать особенно насыщенной и разнообразной программой спектаклей. В этом году зрители форума уже успели увидеть не одну интересную постановку. Однако от всех спектаклей, которые уже были отыграны на сцене, спектакль «Конец игры» в исполнении актёров московского Театра им. Леонида Андреева ярко выделяется.

Для того, чтобы разобраться в тех перипетиях, которые происходили на сцене Театрального центра «Жаворонки» на протяжении двух актов, необходимо обратиться к первоисточнику, а именно — к пьесе Сэмюэла Беккета «Конец игры». Два главных персонажа произведения — Хамм и Клов — влачат бессмысленное существование в тесной комнате, изолированные от внешнего мира. Впрочем, мир этот вовсе не привлекателен: он разрушен не то ядерной войной, не то глобальным катаклизмом. Хамм, будучи немощен и слеп, зависит от своего слуги Клова. Он постоянно обращается к нему с пустыми просьбами, как бы желая завязать разговор и найти в Клове своего слушателя (а может быть и просто от скуки). Родители Хамма — пожилые Нагг и Нелл — заключены в мусорных баках в углу комнаты и лишь изредка показываются зрителю, ностальгируя или рассказывая старый несмешной анекдот. Рассуждения Хамма о жизни и смерти на протяжении всего спектакля несут в себе главную идею пьесы — идею движения к «эндшпилю», попытку осмыслить смерть и через неё понять жизнь.

Для воплощения этой идеи Театр им. Леонида Андреева не побоялся прибегнуть к самым непривычным для зрителей абсурдным методам. Резкие вспышки света, столь же резкие психоделические шумы и звуки, яркий грим, превративший персонажей спектакля в героев фильма ужасов, погрузили зрительский зал в мрачный и непредсказуемый мир обитателей комнаты «три метра на три метра на три метра». Авторским решением режиссёра театра Андрея Бабаева было введение двух персонажей — образов молодых Нагга и Нелл, которые как тени блуждали среди героев и воспроизводили события из их памяти. Их присутствие сделало общую картину более ясной и добавило действию чуть больше динамики.

Абсурдистский спектакль «Конец игры» в исполнении актёров московского Театра им. Леонида Андреева может не всем прийтись по вкусу. Однако его главным достоинством является то, что, увидев спектакль, зритель едва ли останется равнодушным. Зрители выходили из зала под большим впечатлением, оставляя многочисленные отзывы.

Артём Дерменджиев
Фото: Екатерина Зайцева
Пресс-служба ТЦ»Жаворонки», 7 октября 2017 года.