КУЛЬТУРНЫЕ ЖАВОРОНКИ Выпуск 37.

КУЛЬТУРНЫЕ ЖАВОРОНКИ Выпуск 37.

Доброго времени суток, дорогие читатели. Этот выпуск мы посвятили человеку, который прожил в деревне Зайцево почти 40 лет своей жизни, художнику, чьи картины известны настоящим ценителям, бывшим в Третьяковской галерее, Василию Николаевичу БАКШЕЕВУ.

Василий Николаевич Бакшеев, мастер русской пейзажной и жанровой живописи, родился 24 декабря 1862 в Москве в семье чиновника. Детство Василия Николаевича прошло в Стафортове. Старший брат Бакшеева был архитектором, и именно под его влиянием будущий художник после окончания шестиклассного училища в 1877 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на архитектурное отделение. Однако впоследствии увлечение живописью взял верх, и Бакшеев перевелся на живописное отделение. Преподавателями у Бакшеева были
В.Е. Маковский и А.К. Саврасов.

В 1889 году был избран членом Передвижных выставок и преподавателем Училища живописи, где проработал более двадцати лет. В 1913 году получил звание академика живописи. Василий Николаевич входил в «Товарищество передвижников» и был одним из организаторов «Союза русских художников».

После Октябрьской революции принимал участие в организации московских районных музеев. Около сорока лет жизни провел в деревне Зайцево нынешнего Одинцовского района Московской области, куда он приехал студентом. Там находилось имение его друга Лосева. Сестра Лосева, красивая пятнадцатилетняя Анна, произвела впечатление на молодого художника, и он написал её портрет: «Девушка, кормящая голубей», который был показан на выставке в МУЖВЗ, и обратил на себя внимание П.М. Третьякова, после чего был приобретен им для своей коллекции.

События 1917 года оказали влияние на творчество художника. В 1922 году он вступает в Ассоциацию художников революционной России (АХРР) и участвует в ее выставках. В 1920-х годах им написаны такие картины, как «Восстание в тылу у белой флотилии», «Демонстрация», «Ленин в Разливе», «Накануне 9 января» (1926). С 1932 года Бакшеев член объединения «Искусство — социалистическому строительству». В 1939 году живописец участвовал на выставке «Индустрия социализма», где были экспонированы его картины «Прежде» и «Теперь». В 1940 году Бакшеев написал полотно «В.И. Ленин и Н.К. Крупская в селе Кашино», отразившее важный эпизод в истории Советской России – электрификацию.

В 1930-е годы Василий Николаевич совершил творческую поездку по Советскому Союзу. По итогом этой поездки были написаны так называемые «индустриальные пейзажи — «Новая Алма-Ата» (1934) и «Вольский цементный завод» (1936). Тем не менее пейзаж и после этого оставался главным в творчестве Бакшеева. Пейзажи живописца своеобразны. Это пейзаж в чистом виде, пейзаж, в котором нет человеческой фигуры. Художник восхищался природой, ее жизнью. Для каждого ее состояния, для каждого времени года он находил особенное сочетание красок. Больше всего любил художник раннюю весну. Картина «Голубая весна», написанная в 1930 году – одно из лучших произведений Бакшеева. Яркий солнечный день, белоствольные березки, влажная дымка, окутывающая перелески. Величественное наступление весны, изображенное яркими, светлыми красками заставляет зрителя забыть о серых буднях и повседневной суете. Глубоким смыслом пронизана картина «Журавли улетают» — последнее произведение Бакшеева. Смена времен года, наступление осени ассоциируются с ходом жизни человека. В своем творчестве Бакшеев обращался и к теме городского пейзажа – картина «Старая уходящая и новая Москва», написанная в 1947 году. Путешествуя по стране, живописец привозил пейзажи, отражающие специфические черты того или иного края.

Умер Василий Николаевич Бакшеев в Москве 28 сентября 1958 года, но его картины, нашедшие отклик не только у простых людей, но и у известных мастеров и ценителей, навсегда оставили память об известном художнике. А вы, дорогие читатели, можете с гордостью рассказать, что известная картина «Девушка, кормящая голубей» написана в Жаворонках.


Материал подготовлен
театральным музеем ТЦ «Жаворонки»

26 октября 2017 года.