Весь мир сейчас обращается к наследию великого советского педагога Сухомлинского. Василий Александрович писал: «Глубокое понимание ребёнка — это и есть воспитание. То есть сам процесс воспитания — это понимание ребёнка. Понимая ребёнка, мы проявляем человечность».
Понимание ребёнка — это прежде всего понимание процессов, которые в нём происходят, что ему нужно на каждом этапе развития. До семи лет ребёнок — сплошной орган чувств. Он впитывает впечатления всем своим существом.
В присутствии ребёнка мы должны действовать, понимая что вплоть до содержания мыслей и чувств ребёнок подражает нам. Если подражание не становится принципом воспитания до 7 лет, значит детям не предоставляется возможность учиться всему самим и раскрывать свои способности в согласии с природой.
Если ребёнку навязывать образ поведения: поучать, внушать, что надо делать, то он либо теряет индивидуальность, либо начинает сопротивляться. Ребёнок — активное и разумное существо, он стремится понять всё, что происходит вокруг, и встроиться в окружающий мир. Но на это требуется время, тем более что этот процесс идёт вместе с физическим развитием. Если ребёнок в первые семь лет прожил в гармонии с окружающим миром, имея достойные примеры для подражания, то он вырастает жизнерадостным, открытым, широко развитым человеком.
Чтобы естественно врасти в социальный организм, человек должен быть свободным. Очень важно, чтобы дети просто играли в свободной игре, при этом развиваются фантазия, мышление, воля. Это важнее, чем различные интеллектуальные занятия.
Играть, заниматься творчеством (живописью, лепкой, пением…) и подражать занятиям взрослых (шить, мастерить, готовить, подметать, вытирать пыль…) — вот лучшие занятия для детей в первом семилетии. Настроение ребёнка, его здоровье, его активная подражательная позиция — главное для растущего организма.
P. S. Кстати, сила подражания недавно была доказана учёными, когда они обнаружили зеркальные нейроны.
Будьте здоровы,
ваша Светлана Микита.